Шинный мост (ШМ) — система шинопроводов для соединения распределительного оборудования в производственных помещениях, на трансформаторных станциях и подстанциях. Обычно соединение отдельно расположенных элементов осуществляется по верху, отсюда и название конструкции — мост. Описание назначения, устройство и разновидности шинных мостов, преимущества и недостатки их использования указаны ниже.
Шинные мосты представляют собой металлоконструкции, подходящие для работы в цепях постоянного или переменного тока с номинальной частотой 50–60 Гц под нагрузкой до 6,3 кА. Их используют для передачи электроэнергии и соединения отдельно расположенных трансформаторов, щитовых панелей и распределительных устройств. В частности, их применяют:
Данные конструкции нашли широкое применение на производственных и энергетических предприятиях, которые потребляют или генерируют, перераспределяют большое количество электроэнергии. С их помощью соединяют щиты, ячейки и другие распределительные устройства электростанций. Их используют комплектные трансформаторные подстанции энергетических систем, заводов, предприятий, занятых в сфере сельского хозяйства, нефтяной и других областях промышленности.
Внимание! ШМ не предназначены для использования в условиях повышенной взрыво- и пожароопасности. Они не могут быть установлены в местах скопления проводящей электрической ток пыли. Запрещена их установка в помещениях, содержащих пары, а также другие газы, нарушающие изоляцию.
С виду конструкция шинного моста простая. Она представляет собой сборный элемент, который состоит из металлического корпуса с шинами на опорных изоляторах. Но в действительности шинопровод состоит из большего количества компонентов, выполняющих важные функции:
Отдельные прямые, ответвленные (Т-образные) и угловые секции соединяют в единую конструкцию, готовую к эксплуатации.
Шинные мосты классифицируют по типу, виду изоляции и материалу токопроводящих элементов. Дадим описание основным видам конструкций.
Виды шинных мостов по типу:
В соответствии с требованиями ГОСТ на каждые 3 метра можно подключить не более 6 потребителей тока.
В зависимости от вида используемой изоляции различают шинные мосты:
В зависимости от наличия защиты выделяют шинные мосты с воздушной изоляцией открытого и закрытого типа. Открытие шинопроводы применяются в магистральных сетях при условии отсутствия людей и агрессивных сред. В других случаях устанавливают закрытые мосты.
Внимание! Обычно соединение камер производится по верху — в воздухе. Высокий уровень защиты в этом случае не требуется. Но ШМ с классом защиты IP68 могут быть проведены не только по воздуху, но и под землей — они легко выдерживают погружение под воду на глубину до 1 метра на время до 30 минут.
Шинные мосты — металлоконструкции с установленными алюминиевыми или медными шинами. Алюминий более доступный, но медь обладает повышенной электропроводностью и прочностью, пластичностью. Выбор материала и сечения шины осуществляется с учетом технических требований к конструкции.
Преимущества шинных мостов перед кабелями:
Недостатки шинопроводов связаны с высокими затратами. Предприятия с высоким потреблением электричества большое внимание уделяют вопросам эффективного использования электроэнергии. Поэтому они заказывают индивидуальное изготовление конструкций. Оно включает в себя предварительное проведение расчетов и составление проекта с целью обеспечения экономного потребления энергии.
Вернутся к списку